Музейные тайны: как и для чего проводят тест Одди
В 1972 году музей Собрание Уоллеса в Лондоне столкнулся с необъяснимой проблемой: старинные золотые табакерки из всемирно известной коллекции декоративно-прикладного искусства неожиданно почернели после нескольких месяцев работы выставки. На помощь кураторам пришёл Эндрю Одди из лаборатории исследований и консервации Британского музея. Итогом расследования стал научный тест, позволяющий навсегда предотвратить разрушение ценных и хрупких объектов при взаимодействии с используемыми в оформлении стендов материалами.
Разгадка тайны золотых табакерок оказалась простой: дерево стенда было предварительно обработано химикатами-инсектицидами. Под воздействием остаточных вредных паров металлы и темнели. Разумеется, визуально оценить токсичность дерева невозможно, именно поэтому разработанный Одди метод оценки безопасности материалов сейчас стал стандартной практикой ведущих собраний искусства.
Creation Baumann использует тест Одди для сертификации тканей, используемых в оформлении частных и музейных коллекций во всём мире: среди клиентов бренда тот самый Британский музей, где зародился метод, а для Санкт-Петербургского Эрмитажа, многолетнего клиента компании, даже был разработан особый оттенок, не входящий в основную палитру.
Как химикаты влияют на ценные объекты?
Со временем любые материалы разрушаются, но определённые виды воздействий способны этот процесс значительно ускорить. Химические вещества даже в минимальном количестве вредны, если находятся с арт-объектами в близком контакте. Металлы и сплавы особо чувствительны к влажности и кислотной среде. Коррозия развивается стремительно: появление первых мельчайших частиц ржавчины мгновенно усиливает вредное влияние и ускоряет разрушение.
Органические материалы — хлопок, целлюлоза, шерсть, шёлк, кожа — разрушаются, если рядом есть даже следы кислот и щелочей. Да, мы не храним драгоценные шёлковые вещи в химической лаборатории. Но щёлочь содержится в бытовых чистящих средствах, и плохо смытые следы соды на стекле могут повредить со временем поверхность дорогих вам объектов. Минералы и камни распадаются в кислотной среде. Даже при незначительном уровне кислотности резкий скачок влажности — протечка, например — приводит к значительному ускорению реакции. Это касается и керамики.
Стерильность музейного окружения — недостижимый идеал. Пока коллекции предназначены для изучения, к ним прикасаются. Выставленными в галереях сокровищами любуются поклонники искусства, и вряд ли они захотят делать это в костюмах химзащиты. Специалисты по реставрации и консервации рассматривали самые разные подходы к сохранению арт-объектов.
- Например, в строительстве стендов и выставочных залов можно использовать только инертные материалы, неактивные при взаимодействии с окружающей средой — щебень, песок, керамзит, глину, мел. Согласитесь, такой подход существенно ограничивает возможности художественного оформления коллекций.
- Артефакты можно защищать от вредных воздействий, закрывая плёнкой. К сожалению, многие защитные плёнки сами могут стать источником коррозии. И мы даже не говорим об эстетическом ущербе.
- Можно полностью отказаться от тканей, бумаги, дерева и других потенциально токсичных материалов. И потерять самые эффектные и эффективные средства, подчёркивающие красоту артефактов при помощи уникальных цветов и текстур.
Простой и надёжной альтернативой этим подходам стало предварительное тестирование безопасности материалов, в том числе тканей, по методике Эндрю Одди.
Как работает тест Одди?
Образец материала помещают в запечатанный стеклянный контейнер вместе с тремя видами металлов: соприкасаться они не должны. Серебро реагирует на наличие серы и карбонильных сульфидов, свинец определяет наличие органических кислот, альдегида и кислых газов, медь обнаруживает хлориды и оксиды. Дистиллированная вода на дне поддерживает высокую влажность, близкую к 100%. Контейнер затем нагревают при 60 градусах по Цельсию в течение 28 дней, чтобы ускорить старение материала и усилить воздействие химикатов, сделав его явным и видимым. Идентичный контейнер с тремя металлическими купонами выступает в качестве контрольного образца. Через 28 дней эксперты визуально оценивают изменения во внешнем виде металлов.
Образец материала помещают в запечатанный стеклянный контейнер вместе с тремя видами металлов: соприкасаться они не должны. Серебро реагирует на наличие серы и карбонильных сульфидов, свинец определяет наличие органических кислот, альдегида и кислых газов, медь обнаруживает хлориды и оксиды. Дистиллированная вода на дне поддерживает высокую влажность, близкую к 100%. Контейнер затем нагревают при 60 градусах по Цельсию в течение 28 дней, чтобы ускорить старение материала и усилить воздействие химикатов, сделав его явным и видимым. Идентичный контейнер с тремя металлическими купонами выступает в качестве контрольного образца. Через 28 дней эксперты визуально оценивают изменения во внешнем виде металлов.
Метод Одди предназначен для проверки даже тех материалов, которые не находятся с арт-объектами в прямом контакте. Он отслеживает дегазацию — выброс поглощённых материалом газов.
Подход Creation Baumann
Creation Baumann проводит трехэтапную проверку безопасности тканей, произведённой на фабрике компании в швейцарском городе Лангенталь.
- Тестирование безопасности по методу Грина/Фикетта — это продвинутая система, основанная на методе Одди, позволяющая тестируемый материал классифицировать, как «подходящий для постоянного использования» (P), «подходящий для временного использования»(T) или «непригодный для использования»(U).
- Определение уровня pH. Некоторые материалы плохо переносят повышенные или пониженные уровни pH. Чем ниже уровень рН, тем более кислой считается среда (от 6,9 до 0). Высокий уровень рН (от 7,1 до 14,0) указывает на среду щелочную.
- Проверка цветостойкости. Подсветка стенда влияет на оттенок ткани и скорость выцветания красок. Процедура тестирования измеряет прочность окраски тканей при воздействии искусственного источника света (ксеноновая дуговая Лампа), соответствующего естественному дневному свету. Так оцениваются абсолютно все ткани фабрики.
Результаты оценки доступны на сайте: в данный момент тестирование проведено на 11 тканях, доступных в 400 цветах.
Где применяются ткани, протестированные методом Одди?
Creation Baumann поставляет безопасные ткани в музеи всего мира. Музей Метрополитен в Нью-Йорке использовал базовую хлопковую ткань ULTRA V для оформления гостевой выставки средневековых сокровищ лондонского музея Виктории и Альберта.
Плотная ткань гармонично подчёркивает декор объектов
Динамичная текстура отлично вписывается в восточную эстетику
Ткань PALAZZO VI была выбрана для оформления обновлённых Японских галерей Британского музея. Во-первых, она напоминает традиционный шёлк, а во-вторых, обладает сертификатом, подтверждающим отсутствие вредных для керамики и металла токсичных компонентов.
Но музеями польза безопасных тканей Creation Baumann не ограничивается. Частные коллекционеры и галереи приобретают их для хранения и оформления экспозиций. Сделать это просто: клиентам гарантированы образцы материалов и быстрая доставка. Минимального объёма заказа нет.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТКАНИ
Каталог тканей для музеев